Санкции помогли козоводам из Марий Эл строить планы на мировые рынки

МЕДИА-ЦЕНТР

Санкции помогли козоводам из Марий Эл строить планы на мировые рынки

photo

Совладелец крупнейшего в России козьего молочного хозяйства «Лукоз» Тарас Кожанов рассказал журналу «На Невском», как предприятие выросло из небольшого семейного бизнеса и благодаря введённому в ответ на антироссийские санкции продуктовому эмбарго, уже начало строить планы выхода на международный рынок.

photo

Владельцы агрохолдинга «Лукоз» из Республики Марий Эл, отец и сын Владимир и Тарас Кожановы, начали разводить молочных коз около 15 лет назад. Первоначально это направление бизнеса было побочным, основной доход тогда приносила продажа шкур крупного рогатого скота итальянским производителям обуви. После 2005 года с ростом курса рубля торговля с Италией сошла на нет, а в активе Кожановых осталась небольшая козья ферма и Сернурский сырзавод.

В 2008 году предприятие получило статус племенного хозяйства. К этому времени здесь вывели свою, марийскую разновидность молочных коз швейцарской зааненской породы, которая имеет рекордный для России средний показатель удоев — более 900 литров в год. В настоящее время компания включает в себя две козьих фермы в Марий Эл, одну в Татарстане и завод по переработке молока в марийском посёлке Сернур. За прошлый год выручка предприятия составила порядка 1,3 млрд рублей.

«Какой-то версии Forbes крупнейших козьих хозяйств не существует. Мне не известно о существовании более крупных ферм в России. Поголовье следующего за нами крупнейшего хозяйства составляет порядка двух — двух с половиной тысяч голов, а у нас уже сейчас 8 тысяч», — рассказывает Тарас Кожанов.

По его словам, среди потребителей значительную часть составляют люди с непереносимостью коровьего молока. А на него, рассказывает наш собеседник, согласно данным Института детского питания, говорит, сейчас имеет аллергию каждый десятый современный ребёнок. Поэтому козье молоко с успехом может применяться для решения проблемы детского питания.

Вторая группа потребителей — это именно ценители продукции из козьего молока, люди, которые попробовали козьи сыры за границей и хотели бы иметь возможность потреблять их и в России.

photo
photo photo

«Сырный Ренессанс»

По словам Тараса Кожанова, продуктовое эмбарго произвело на марийскую компанию крайне положительное влияние. Совладелец «Лукоз» рассказывает, что на следующее же утро после объявления эмбарго обнаружил в почте несколько писем людей, желавших купить продукцию. «Первый раз камамбер мы сделали где-то в 2009 году. Привезли на дегустацию в одну из торговых сетей премиум-сегмента. Они попробовали, сказали, что да, продукт неплохой, но камамбер не может быть произведён в посёлке Мари-Шолнер Республики Марий Эл, он должен быть французский. Ну, соответственно, после 14-го года ситуация изменилась, французский камамбер стал недоступен, и мы уже несколько лет производим камамбер», — рассказывает совладелец агрохолдинга.

Сегодня, отмечает он, компания продаёт по несколько тонн камамбера в месяц и продолжает увеличивать объём производства. По словам Кожанова, продукцию компании однажды попробовал французский посол в Москве, после чего просил, чтобы его шеф-повар организовал поставки. Молочные продукты из Марий Эл оценили чиновники Совета Федерации и правительства РФ, добавляет.

«Действительно знаковые имена я, наверное, не готов назвать в СМИ, но могу сказать, что наша продукция пришлась по вкусу одному из вице-премьеров, несколько олигархов покупают её для своих детей», — говорит Кожанов. По его словам, для сыроделов, которые хотели делать что-то интересное, продуктовое эмбарго однозначно дало шанс закрепиться на рынке, найти своего потребителя, отработать технологию. Сейчас агрохолдинг производит порядка 50 видов сыра.

«Я бы сказал, что сейчас Россия переживает такой «сырный Ренессанс». Действительно количество видов сыра, которые за 4 года появились, оно впечатляет. Сотни предпринимателей на частных сыроварнях делают сыр. До эмбарго это было бы невозможно. Мы были не способны резко выйти на рынок и создать там конкуренцию.», — говорит совладелец агрохолдинга «Лукоз». По его словам, даже если эмбарго прекратится, российские производители также будут чувствовать себя на рынке достаточно комфортно в силу изменения курса валют.

photo
photo photo

Глобальные планы

Промышленное молочное козоводство в России, говорит Кожанов, — это отрасль достаточно молодая. По его оценкам, если в Европе на каждый литр козьего молока приходится примерно 100 литров коровьего, то в России, это соотношение составляет примерно 1 к 20 тысячам. По словам совладельца марийского агрохолдинга, потенциал роста — огромный. Для сравнения, поясняет он, если в США молочных коз порядка 300 тысяч голов, в Голландии — 480 тысяч, то в России, несмотря на то, что общее поголовье составляет примерно 2 миллиона коз, для молочного направления используется не более 50 тысяч.

Тарас Кожанов поясняет, что российские молочные козоводы не являются друг другу конкурентами, а скорее партнёрами. Ради достижения общих целей они объединились в Ассоциацию промышленного козоводства, усилиями которой недавно удалось добиться включения молочного козоводства в государственную программу по компенсации 30% капитальных затрат. Также одним из их совместных успехов можно назвать повышение выплат по господдержке всех предприятий, где разводят племенных коз, рассказывает совладелец агрохолдинга «Лукоз».

Особые планы козоводы из Марий Эл возлагают на территории опережающего развития, ТОРы. Как сообщил Тарас Кожанов, на одной из таких подготовленных промышленных площадок «Лукоз» планирует уже в следующем году запустить производство детского питания на основе козьего молока мощностью 90 тонн в день. «С одной стороны, восемь тысяч коз — это круто, мы самые большие, можно сколько угодно этим хвалиться, но интересно попытаться сделать компанию именно международную. Мне кажется, сейчас это во многом отвечает потребностям государства», — говорит Тарас Кожанов

Источник: «www.nanevskom.ru»