Устойчивое развитие в неустойчивую эпоху

Как фермерской продукции из глубинки попасть в московские гипермаркеты? Как не потерять выгоду, отдавая товары ритейлерам? И чем мотивировать молодых сотрудников оставаться работать на селе? Обо всем этом фермер Тарас Кожанов рассказал во второй части своего интервью «Понедельнику» (первую часть см. здесь)

Текст: Анастасия Столбова

— Тарас, трудно ли фермеру из глубинки выйти на рынок продовольственных товаров Петербурга и Москвы?

— Средним и мелким фермам практически нереально выйти на этот рынок. Для этого должен быть отдел продаж, финансовая служба, юристы, отдел логистики. У многих фермеров просто нет понимания, как это работает, в этом также одна из проблем.

— Говорят, сети требуют у фермеров поставлять товар слишком дешево, чуть ли не ниже себестоимости, сталкивались ли вы с этим и как справляетесь?

— Если ты что-то покупаешь, ты хочешь купить это дешево, это нормально. Логика сетей здесь понятна. Никто не будет заниматься благотворительностью, просто потому что имеет дело с фермером. Чтобы выгодно продавать товар ритейлерам, опять же в компании должны быть специалисты и по продажам, и по маркетингу и дизайну, нужно делать качественную упаковку, создавать легенды, рассчитывать стоимость и прочее. Нам это удается, но это большая работа. Договариваться с сетями можно, либо если ты крупный производитель, либо если несколько фермеров объединить в кооператив. Мы, например, создали Ассоциацию промышленного козоводства, куда приглашаем фермы со всей России, но это скорее для решения вопросов в области законодательства и представления интересов, чем сбыта.

— Есть ли у вас какие-то особенности логистики, чтобы оперативно доставлять товары из Марий Эл в Петербург и Москву?

— Мы доставляем товары до склада покупателя. Этим занимается отдел логистики, используем наемные машины. Здесь есть свой график, маршрут, определенные условия доставки в связи с характеристиками продукта, жесткие сроки. Например, из Йошкар-Олы машина выезжает не позднее девяти вечера, чтобы к восьми утра доставить продукцию в Москву.

— А как обстоят дела с персоналом? Нет ли проблем с сотрудниками? Говорят, люди неохотно едут работать в фермерские хозяйства и в села.

— Есть вопрос привлечения специалистов из города в село. Даже при достойной зарплате и отличном коллективе иногда отталкивает необходимость работать за городом, однако мы справляемся с этой ситуацией и находим своих сотрудников. Вообще, очень многое зависит от личного отношения, иногда, кажется, что на этом все строится. Потому что многим интересно работать не столько в «Лукозе» или на Сернурском сырном заводе, сколько с Кожановыми. Что касается ферм, то там работают в основном жители деревни. Есть свои проблемы с кадрами, например, мало молодежи, она уезжает в город. Однако мы стараемся создавать рабочие места в деревне с условиями оплаты не хуже, чем в ближайшем городе. Стараемся разбивать стереотипы. Наши предприятия активно участвуют и в жизни тех сел, где расположены. Например, в Сернуре мы впервые за долгое время организовали гастроли театра оперы и балета, в Сабах участвуем в проектах благоустройства района.

— Почему вы решили расширить деятельность и занялись еще и овцами?

— Потому что это свободная ниша, условия схожи с теми, какие когда-то были в отношении коз. Овцами мало кто в России занимается, молочными овцами вообще никто не занимается в промышленных масштабах. Почему бы не быть первыми и здесь? Мы уже много лет делаем йогурт и сыр из овечьего молока, которые успешно продаются. В целом условия содержания овец мне кажутся даже проще, чем коз.

— Тарас, каким видите свое хозяйство в будущем? В каком направлении планируете развиваться?

— Планирую увеличить поголовье до 30 тыс. коз, производить 100 тонн козьего молока в день, проводить дистрибуцию детского питания по всему СНГ, существенно расширить ферму в Татарстане, а к 2019 году превратить ее в крупнейшую ферму в мире.

Источник: http://ponedelnikmag.com/post/ustoychivoe-razvitie-v-neustoychivuyu-epohu


Возврат к списку